Внутренние перевозки
Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что самую острую фазу кризиса отрасль преодолела. И прежде всего благодаря внутреннему сообщению. Если в 2022 году рос спрос на международные перевозки — то в 2023 году, благодаря политике импортозамещения, драйвером рынка стали именно внутренние перевозки. Так, по данным биржи грузоперевозок ATI.SU, количество заявок на перевозки по РФ увеличилось за год в 1,5 раза.
Эксперты отмечают, что в автомобильных грузоперевозках четко выделилось 3 главных направления:
1. Маркетплейсы и электронная коммерция. Это тренд последнего времени, который, очевидно, будет только нарастать. Уже сейчас крупные перевозчики наблюдают двукратное повышение объемов перевозок в распределительные центры.
2. Доставка с предприятий российской промышленности. Да, импортозамещение развивается не так активно, как хотелось бы — но тем не менее, отечественная промышленность наращивает обороты, а соответственно, вырастает ее потребность и в логистике.
3. Доставка в торговые сети. Это еще одно направление, которое остается достаточно динамичным и занимает крупный сегмент автомобильных грузоперевозок. Традиционно в топе продукты питания, текстиль и бытовая химия.
По данным логистических центров, на внутреннем рынке увеличились объемы доставки из Краснодарского края и республик Северного Кавказа. Постепенно увеличивается доля перевозок с Дальнего Востока — это напрямую связано с ростом объема транспортировки грузов из Китая.
Международные перевозки
Санкции кардинально изменили рынок автомобильных грузоперевозок. Поскольку Запад для нас в значительной степени закрыт — то и производители, и перевозчики переориентировались с европейских направлений на восток и юг. Впрочем, на «западных» грузоперевозках есть страна, товарооборот с которой только увеличился — Белоруссия, которая держит пальму первенства во внешних перевозках России.
Что касается востока — то тут, конечно, особняком стоит Китай. Доля Китая в российской торговле по итогам 2023 года составила больше 30% — естественно, это сказалось и на грузоперевозках. Как отмечают в ATI.SU, количество заявок на перевозку туда увеличилось втрое, а обратно — на 88%.
Причем, как говорит директор ATI.SU, «доставка грузов из Китая автотранспортом в большинство российских регионов считается не очень рентабельной. Но в данный момент рост товарооборота с Китаем настолько стремителен, что водный и железнодорожный транспорт не вполне справляются».
Весьма активное сообщение идет со странами Средней Азии. Правда, и тут есть свои изменения. В 2023 году замедлился товарообмен с Грузией и Арменией и осложнилось сообщение с Казахстаном.
Проблемы рынка грузоперевозок в 2023 году
Внешний кризис дополнился на рынке автомобильной логистики в 2023 году еще и внутренним кризисом, так что отрасли пришлось столкнуться с очень серьезными проблемами. Перечислим самые основные из них.
Кадровый голод. Мы уже писали об этом в конце прошлого года. На рынке сформировалась острая нехватка водителей с категориями С, D и Е, дефицит дальнобойщиков исчисляется сотнями тысяч человек.
Причины дефицита имеют комплексный характер: проблемы самой отрасли, отсутствие государственной поддержки, тяжелый характер работы и снижение престижа профессии среди молодежи.
Дефицит техники. Одним из самых серьезных последствий санкционного давления стал уход с российского рынка европейских производителей грузового транспорта. Импортные машины, которые уже есть в автопарках, невозможно нормально обслуживать и чинить: стоимость запчастей на них космически велика.
Поскольку импортозамещение в этой части у нас явно хромает, то перевозчики постепенно переориентируются на Китай. Впрочем, здесь тоже есть ряд серьезных трудностей. Многие китайские модели не сертифицированы в России, есть большие проблемы с запчастями и обслуживанием.
Подорожание топлива. Топливо — это всегда огромная статья расходов для автомобильных грузоперевозчиков, а стоимость нефтепродуктов в последнее время растут пугающими темпами. Многие топливные компании пересмотрели условия своих программ лояльности и убрали скидки. Кроме того, во многих регионах топлива вообще откровенно не хватает.
Плохие дороги. Да, эта проблема остается актуальной, несмотря на то, что Федеральный дорожный фонд получает очень неплохие деньги со сборов госсистемы «Платон». Кстати, с 1 февраля тарифы на «Платон» еще поднимутся. В совокупности с погодой качество дорог часто играет фатальную роль в сохранности транспорта и грузов.
Перспективы на 2024 год
Что ожидает рынок автомобильных грузоперевозок в 2024 году? Эксперты сходятся в том, что тенденции 2023 года будут продолжены и в этом году — если, конечно, не случится чего-то из ряда вон выходящего и геополитическая реальность не изменится кардинальным образом.
Агентство M.A. Research прогнозирует, что в 2024 году российский рынок транспортно-логистических услуг вырастет на 11,4%.
-
Ожидается рост объема внутрироссийских перевозок — в частности, сборных грузов. Маркетплейсы показывают сейчас бешеный рост и, очевидно, будут так же стремительно расти в будущем. В категориях-лидерах — текстиль, личные вещи, мебель и предметы интерьера, оборудование, агрегаты и механизмы.
-
Эксперты ожидают, что в международных перевозках продолжат развиваться два основных транспортных коридора: так называемый «Шелковый путь»: Россия – Казахстан – Китай и южное направление — из Москвы в Краснодар и дальше в сторону Турции.
-
Государство будет продолжать попытки вывести рынок автомобильных грузоперевозок из «серой зоны». Главные инструменты этого — переход на электронный документооборот и составление рейтингов «белых» компаний. Но это, естественно, приведет к увеличению сборов НДС и НДФЛ и удорожанию перевозок.
-
Основные проблемы 2023 года: кадровый голод и нехватка техники — в целом сохранятся, но у игроков рынка есть надежды на государственное урегулирование этих критически важных вопросов.
В целом эксперты отрасли дают положительный прогноз на 2024 год. Сейчас рынок автомобильных грузоперевозок практически полностью перестроился и вышел на нормальную маржинальность. Эти тенденции, будем надеяться,продолжатся и в наступившем году.