О компании
Алексей Чемякин: «Добросовестных перевозчиков на рынке единицы»
«УралХимТранс» работает на рынке автомобильных грузоперевозок больше 10 лет. За это время компания приобрела опыт, репутацию надежного перевозчика и создала сплоченную команду сотрудников-профессионалов. Как «УралХимТранс» держит марку в условиях высокой конкуренции? Чем удерживает клиентов? Какое место занимает на сегодняшнем рынке и как планирует развиваться дальше? Рассказывает Алексей Чемякин, основатель и директор компании.
✐ Алексей, как вы стали заниматься грузоперевозками? Почему именно этим?
Все получилось как-то само собой — хотя и не сразу. Вообще, по образованию я экономист. Сразу после института попал на наш жиркомбинат на должность руководителя производственного отдела. Тогда это было почти нереально, многие удивлялись.
На самом деле было все просто: я для своего диплома взял именно жиркомбинат, его продукцию, мне было по-настоящему интересно, и диплом получился хороший. Его даже одобрили к внедрению на предприятии — а меня пригласили работать. Вот там я впервые как начальник отдела столкнулся с перевозками и перевозчиками. Отправлял фуры с мылом по России и в Казахстан.
Потом работал в крупной федеральной компании по производству стройматериалов. И опять был тесно связан с логистикой — фуры, цистерны, перевозчики мне звонили с утра до вечера: «Вам транспорт не нужен?» И какие-то мысли о собственной транспортной компании у меня в голове уже потихоньку начали ходить. Нужен был последний толчок, и он произошел.
Я путешествовал по Европе — и как-то невольно обратил внимание, что по автострадам ездит много цистерн. Буквально каждая третья машина — цистерна или фура. Вот тогда у меня, что называется, пазл сложился. Когда я вернулся в Россию, то сразу открыл свое предприятие.
✐ «УралХимТранс» специализируется на каких-то конкретных перевозках? Или это предприятие широкого профиля?
Изначально мы хотели взять конкретный сегмент, заниматься наливными грузами. Но практика показала, что рынок больше нуждается в универсальных перевозчиках. Допустим, компания занимается производством различных строительных материалов — и сегодня ей нужна цистерна, завтра фура, послезавтра рефрижератор. Заказчику удобно во всех этих случаях обратиться к одному надежному перевозчику — а не искать каждый раз подрядчиков на разные виды перевозок.
✐ То есть, вы работаете со всеми видами грузов и всеми видами транспорта?
В целом, да. Но некоторая специализация у нас все-таки есть. Так сложилось, что значительная часть наших клиентов — это застройщики или предприятия, выпускающие материалы и химию для строительства. Мы хорошо знаем специфику этих производств, особенности перевозки стройматериалов, даже особенности бухгалтерии. «Строителям» с нами работать удобно. Мы их понимаем с полуслова.
Это не значит, что мы больше ничего не возим. У нас опытные менеджеры, которые смогут организовать любую перевозку, от продуктов питания до опасных грузов — но упор у нас, повторю, именно на строительные материалы и строительную химию.
✐ Насколько сегодня конкурентен рынок грузоперевозок?
Трудно оценить. Да, перевозчиков сегодня пруд пруди, и есть впечатление, что рынок перенасыщен. А на самом деле тех, кто добросовестно работает, кто оказывает качественную услугу — их единицы. Многие перевозчики работают нелегально, не платят налогов, постоянно в судах и банкротствах… Я, откровенно говоря, их и конкурентами-то не считаю.
✐ А что значит «качественная услуга» в грузоперевозках?
Это значит, что клиент заплатил деньги — и больше он о своем грузе не беспокоится. Он не переживает, что в последний момент перед погрузкой перевозчик позвонит и скажет: «Ой, извините, у нас не получится поехать». Не переживает о состоянии машины и о том, чтобы у водителя были все нужные документы. Он спокоен за груз. Потому что нормальный перевозчик всегда страхует свою ответственность — и если в дороге с грузом что-то случится, то заказчик не понесет убытков.
Это общие принципы честного ведения бизнеса: договорились — сделай, умей признать и исправить свою ошибку, поставь себя на место клиента и пойми его страхи и потребности. Вообще, в бизнесе важно вести себя просто по-человечески, соблюдать общий принцип нравственности: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Я стараюсь жить именно по этому принципу. Входить в положение клиента, идти навстречу, в экстренных случаях сразу откликаться.
✐ В экстренных случаях? Например?
Ну, вот позвонили нам недавно в офис: «Слушайте, вы же перевозками занимаетесь? Помогите, не знаем, что делать!» У них цистерна перевернулась по дороге, кабина вся раскурочена. Водитель, слава Богу, жив — но цистерна валяется — а там, на минуточку, опасный груз, который надо вообще везти очень осторожно.
Точно знаю, что многие с этой ситуацией не стали бы связываться: это один сплошной головняк. Но мы не смогли ребят бросить. Пригнали кабину, подняли цистерну, отвезли куда надо, все хорошо.
✐ Как вы развиваетесь?
Мы стабильно растем. Это касается всего: качества услуг, профессионализма, количества клиентов, прибыли. Без резких рывков, просто уверенно идем вперед, пробуем новое и улучшаем старое.
Вот сейчас мы оптимизируем наши бизнес-процессы. Многое переводим на аутсорсинг: не потому, что это модно, а потому, что это оказалось очень удобно и выгодно. В частности, мы таким образом минимизируем затраты. А это позволяет нам быть гибкими в ценовой политике, давать клиентам лучшую цену, объявлять о спецпредложениях и акциях.
Понятно, что все должно быть обоснованно и разумно. Костяк нашей команды — это сотрудники, которые работают именно в штате, тут все остается по-прежнему.
✐ Кстати: как вы подбираете сотрудников?
По большей части, к нам приходят по сарафанному радио. Бывает, ищем по объявлениям — но этот способ почему-то работает все хуже и хуже: масса нерелевантных откликов, странные запросы и резюме, люди, которые не умеют и не хотят работать.
Вообще, я бы выделил вот этот один-единственный критерий — желание работать. Я уже не единожды такое видел. Приходят два человека, оба ничего толком не знают. Начинаешь их учить, рассказывать, мотивировать — и один делает все как-то нехотя, сидит мечтает, а с другой землю носом роет, старается. И через пару месяцев разница между ними становится разительной. Первый как сидел, так и сидит — а второй уже оброс договорами, набрался опыта, зарабатывает в три раза больше первого.
✐ Как бы вы оценили атмосферу внутри компании, корпоративный дух?
Доброжелательная, почти семейная атмосфера. Конечно, работа есть работа, но мы же не роботы — отношения внутри коллектива должны быть добрыми, я об этом сотрудникам всегда говорю. Мы же на работе больше времени находимся, чем со своими семьями даже, поэтому будем друг к другу относиться с уважением, помогать друг другу.
Коллектив «УралХимТранса», сотрудники — это, конечно, самая большая ценность компании. Я это понимаю и всегда стараюсь их поддержать: устраиваю корпоративы, выезды какие-то, иногда даже за границу ездим, если хорошо поработали и добились поставленных целей.
✐ Как вы оцениваете нынешний рынок грузоперевозок и свое место в нем?
Рынок в самом начале своего роста. Поэтому пока на этом рынке больше хаоса, неразберихи, но я уверен, что скоро он начнет упорядочиваться и становиться более цивилизованным. Конечно, проблем здесь много. Особенно сейчас, когда мировую и отечественную экономику трясет. Допустим, машины в связи с санкциями подорожали в 2–3 раза, стоимость кредитов, проценты — всё выросло. А стоимость грузоперевозок — почти нет. Перевозчикам приходится нешуточно выкручиваться, чтобы и цену держать, и бизнес не закрыть.
Какие у рынка перевозок перспективы? Тут многое зависит от государства. Например, нас бы очень поддержал закон, по которому производители платили бы НДС напрямую в бюджет — а за грузоперевозки платили бы без НДС. Пока такого закона нет, и очень жаль. Потому что проблема назрела.
А что касается нашего места на рынке грузоперевозок — я уверен, что мы и впредь будем только расти. Потому что добросовестный и ответственный перевозчик в долгосрочной перспективе всегда выигрывает.
Просто расскажите нам о ней!