Перевозка наливных грузов
Виноматериалы перевозят в специальных автоцистернах, относящихся к изотермическому типу. Подобный подход связан со спецификой виноматериала, который очень быстро портится.
Диоктилтерефталат — это пластификатор общего назначения, который является более экологичной заменой диоктилфталата (ДОФ).
Растительные масла — это жидкости, состоящие в основном из триглицеридов высших жирных кислот различных растений. Применяются не только в производстве пищи, но и при изготовлении парфюмерии, а также в лакокрасочной промышленности.
Транспортная компания «УралХимТранс» специализируется на перевозке наливных грузов различной степени вязкости и консистенции — прежде всего, это светлые и темные нефтепродукты, химические вещества и пищевые жидкости. Мы транспортируем наливные грузы в специальных цистернах и танк-контейнерах как по России, так и в страны СНГ (ЕАЭС).
Что такое наливные грузы?
Наливные грузы представляют собой материалы и вещества, которые изначально находятся в жидком агрегатном состоянии или же принудительно сжижены для транспортировки и хранения.
Перевозка наливных грузов — сложный логистический процесс, который требует специального транспорта и профессионалов в области логистики и перевозок. Для автомобильной транспортировки наливных грузов используются автоцистерны, танк-контейнеры и еврофуры (в этом случае используются флекситанки).
Каждый из этих видов транспорта обладает своими особенностями и применяется в зависимости от объема и характеристик перевозимого груза, а также дополнительных требований к доставке. Важно, чтобы транспорт, который используется для перевозки наливных грузов, соответствовал всем нормам безопасности, требованиям маркировки и мониторинга, а также был оборудован системами защиты от утечек и пожаров.
Свойства наливных грузов
Наливные грузы характерны тем, что они находятся в жидком агрегатном состоянии, не имеют определенной формы и обладают текучестью. В отличие от твердых материалов, наливные грузы имеют риск утечки из автоцистерн — поэтому требуют особых мер предосторожности при транспортировке.
Кроме того, наливные грузы классифицируются в соответствии с их физико-химическими свойствами: вязкостью, плотностью, температурой замерзания и кипения, растворимостью в воде и другими. Эти характеристики определяют типы емкостей для транспортировки жидких веществ.
Самые важные свойства наливных грузов:
• Плотность — это отношение массы груза к его объему. Например, плотность бензина составляет примерно 750 кг/м³. Известно, что плотность жидкости зависит от ее температуры: при нагревании объем жидкости увеличивается, а при охлаждении — сжимается. Учитывать это свойство при перевозке крайне важно! Ведь, например, нагревание определенных наливных грузов в процессе транспортировки может повысить температуру и объем этих грузов — и если на цистерне будут трещины или другие дефекты, ее может просто разорвать.
• Вязкость — это возможность жидкости сопротивляться деформации при нанесении силы. Чем выше вязкость, тем труднее течет жидкость и тем больше усилий требуется для перемещения. Это свойство имеет значение при погрузке и разгрузке наливных грузов: более вязкие материалы требуют больше времени на выгрузку и могут потребовать подогрева.
• Давление — это сила, действующая со стороны жидкости на некоторую площадь, к этой площади. Она зависит от плотности жидкости и высоты столба жидкости. Увеличение высоты столба или повышение температуры жидкости увеличивает давление, и это надо учитывать при перевозке.
• Испаряемость — это способность вещества переходить из твердого или жидкого состояния в газообразное при нагревании. Испарение является обычным для жидких веществ, в частности бензина и нефтепродуктов. Учитывать коэффициент испарения нужно при расчете допустимых потерь при транспортировке, хранении, погрузке и выгрузке наливного груза.
• Теплоемкость — количество теплоты, необходимое для изменения температуры материала до точки, когда его можно налить или вылить из емкости.
• Температура вспышки — это температура, при которой жидкость начинает загораться при контакте с искрами или открытым пламенем. Температура вспышки зависит от многих факторов, таких как состав вещества, влажность, давление, а также от условий хранения. Для некоторых веществ температура воспламенения может быть высокой, а для других — низкой.
Этот параметр важен для выбора резервуара, в транспортировке, погрузке или разгрузке наливных грузов. Температура вспышки является важным показателем пожарной безопасности: она указывает на максимальную температуру, при которой вещество может нагреваться во время транспортировки. Так, при погрузке нефтепродуктов необходимо, чтобы их температура была не менее чем на 10°С ниже температуры вспышки.
• Температура замерзания — это температура, при которой жидкость замерзает или превращается в твердое вещество. Например, для воды температура замерзания составляет около 0 градусов Цельсия. Знание этого параметра при перевозке наливных грузов критически важно — ведь если наливной груз начнет замерзать и расширяться, то это может привести к разрыву цистерны. Для предотвращения этой проблемы применяются изотермические автоцистерны с автономным подогревом.
• Температура кипения — это температура, при которой жидкость начинает кипеть. Это происходит, когда давление пара внутри жидкости становится равным давлению пара в окружающей среде. Температура кипения зависит от типа жидкости и условий ее кипения. Например, вода начинает кипеть при температуре 100°С, а масло — при температуре около 300°С.
• Предел взрывоопасности — это наименьшее содержание паров вещества в воздухе, которое способно сдетонировать в присутствии искры или пламени. Эта характеристика определяет безопасность на всех этапах транспортировки жидких грузов.
• Электролизация — это процесс накопления зарядов статического электричества на поверхности вещества, особенно нефтепродуктов. Электролизация может привести к взрыву и воспламенению! Для предотвращения возгорания и взрывов необходимо заземление наливных эстакад, а также использование присадок для повышения электропроводности нефтепродуктов.
• Коррозийность — процесс, в ходе которого кислоты и щелочи могут разъедать металлы конструкции цистерны. Для предотвращения коррозии используются специальные цистерны с усиленной защитой от коррозии или специальные покрытия на поверхности сосудов цистерны.
• Токсичность — это способность некоторых химических веществ нарушать нормальные физиологические функции организма человека, животных и растений, вызывая его отравление, а в тяжелых случаях гибель. Транспортировка токсичных наливных веществ требует особых мер безопасности.
Знать особенности различных наливных грузов необходимо для того, чтобы перевозить их в соответствии со всеми нормами и стандартами безопасности. Так, необходимо использовать оборудование, соответствующее нормативам ПДД и ДОПОГ, а также безопасные технологии для загрузки, выгрузки и хранения жидких наливных средств.
Перевозка наливных грузов автоцистернами
Большинство наливных грузов перевозят в автоцистернах. Так, например, автоцистерны для жидких пищевых продуктов предназначены для перевозки:
-
растительных масел всех видов,
-
пищевых соусов и паст,
-
уксуса и уксусной кислоты,
-
вина и виноматериалов,
-
питьевой и минеральной воды,
-
фруктово-овощных пюре,
-
сиропов,
-
соков и других пищевых продуктов в жидком виде.
В автоцистернах, предназначенных для жидких химических продуктов, обычно перевозят:
-
опасные грузы ADR,
-
окисляющие вещества,
-
органические пероксиды,
-
коррозионные вещества,
-
азотные и минеральные удобрения,
-
все виды спирта,
-
химические отходы,
-
кислоты и щелочи, соли,
-
смолы и полимеры,
-
химические реагенты и реактивы,
-
техническую воду,
-
парафиновые эмульсии,
-
каустик,
-
формалин,
-
лигносульфонат,
-
жидкое стекло,
-
диоктилфталат,
-
толуол,
-
растворители и другие наливные химические грузы.
Распространенный тип наливных грузов — светлые нефтепродукты. Они также перевозятся в автоцистернах, и к ним, например, относятся:
-
легковоспламеняющиеся жидкости,
-
горюче-смазочные материалы (ГСМ),
-
все виды бензина,
-
керосин,
-
дизельное топливо,
-
базовые минеральные масла,
-
полусинтетические и синтетические масла,
-
парафин,
-
все виды нефраса и другие светлые продукты переработки нефти.
Существуют также темные нефтепродукты, например:
-
битумы вязких и жидких марок,
-
деэмульгатор,
-
мазуты различных видов,
-
моторное топливо,
-
темные минеральные масла,
-
сланцевое масло,
-
сырая нефть,
-
тяжелая нефтяная смола,
-
смеси отработанных нефтепродуктов.
Транспортная компания «УралХимТранс» предлагает недорогую, быструю и надежную доставку наливных грузов в автоцистернах.
Автоцистерны для перевозки жидких грузов
В перевозках наливных грузов используются разные типы автоцистерн, каждый со своими особенностями:
1. Металлические автоцистерны изготавливают из стали или алюминия, что делает их надежными, прочными и долговечными и позволяет перевозить различные виды грузов, включая темные и светлые нефтепродукты.
2. Автоцистерны из нержавеющей стали применяются прежде всего для перевозки пищевых продуктов и химических веществ. Причина этому проста: нержавеющая сталь обладает высокой стойкостью к коррозии и не вступает в реакцию с перевозимыми грузами — а пищевые и химические продукты должны быть защищены от проникновения внешних веществ.
3. Пластиковые автоцистерны. Чаще всего их изготавливают из полипропилена, полиэтилена и других материалов, и такие автоцистерны отличаются своей легкостью. Обычно их используют для транспортировки некоторых химических составов, кислот и щелочей.
4. Изотермические автоцистерны обеспечивают прекрасную термическую изоляцию — и используются для перевозки жидких грузов, чувствительных к перепадам температуры.
5. Газовые автоцистерны изготавливаются из механически и термически устойчивых материалов — поскольку предназначены в первую очередь для перевозки опасных сжиженных газов, таких как пропан, бутан и аммиак.
Мы учитываем особенности каждого типа автоцистерны, чтобы наилучшим образом обеспечить безопасность наливных грузов при их перевозке, а также оптимизировать сам процесс транспортировки.
Как оборудованы автоцистерны для перевозки наливных грузов
Оборудование автоцистерн имеет важное значение в зависимости от конкретной цели перевозки и типа наливного груза. Оно должно соответствовать специальным нормам и требованиям, чтобы обеспечить безопасность транспортировки и сохранность жидкого груза. Вот основное оборудование автоцистерн:
-
Емкость — основная часть автоцистерны, предназначенная для хранения и перевозки опасного или нейтрального наливного груза. Она производится из стали, алюминия или полимеров и должна быть особенно устойчива к коррозии.
-
Насосы — используются для нагнетания жидких материалов в автоцистерну или откачивания из нее. Насосы подбираются для конкретного типа жидкости, чтобы обеспечить необходимый уровень давления.
-
Система охлаждения/нагрева — некоторые грузы требуют при наливе и транспортировке поддержания определенной температуры. Так, например, контролировать температуру груза необходимо при перевозке молока, сока и других продуктов для сохранения их свежести, а при перевозке опасных газов — чтобы исключить их нагрев.
-
Система заполнения/опорожнения — позволяет наполнить или опустошить автоцистерну с помощью различных клапанов, фитингов и шлангов.
-
Системы безопасности — включают механизмы защиты от утечек наливного груза, датчики уровня, предотвращения перелива, клапаны для сброса излишков давления и оборудование для пожаротушения.
-
Системы управления — обеспечивают контроль и управление автоцистерной и ее оборудованием.