Эксперты рынка логистики бьют тревогу. В России чувствуется острая нехватка водителей категорий С, D и E: с января по ноябрь 2023 года число вакансий в этой сфере увеличилось почти в 2 раза, при этом откликов на эти вакансии мало. Дефицит дальнобойщиков оценивается в 23% — в абсолютных цифрах это сотни тысяч человек.
Как отмечают сами участники рынка, кризис назревал давно. Среди главных причин дефицита водителей большегрузов называют:
1. Отсутствие государственной поддержки в этой отрасли. Причем имеется в виду как материальная, социальная, так и идеологическая: система, которая существовала в СССР, развалилась, а новой не появилось.
2. Снизился престиж профессии. Современная молодежь не готова к большим физическим нагрузкам, многие предпочитают «дорожной романтике» работу в офисе или фриланс.
3. Проблемы самой отрасли. В логистических компаниях много старого и откровенно «убитого» транспорта, на котором просто опасно ездить. И условия работы водителей, даже при существующем кадровом голоде, далеки от цивилизованных.
4. Дефицит автошкол. В стране мало автошкол, которые качественно готовят водителей категорий С, D и E.
Конечно же, на ситуацию очень повлияла и СВО. Часть водителей-механиков оказалась на фронте, причем многие пошли работать в зону проведения СВО по собственному желанию: зарплата там в полтора-два раза выше.
На фоне острого дефицита кадров зарплата дальнобойщиков растет и на обычном рынке труда. Впрочем, это проблемы не решает. Сами водители объясняют: заработать приличные деньги, водителям приходится брать на себя повышенную нагрузку, например работать по 16 часов в смену.
Эксперты призвали Минтрас срочно обратить внимание на проблему. Средний возраст работников компаний-грузоперевозчиков достиг 50–55 лет, при такой тенденции уже через несколько лет отрасль достигнет критических цифр. Поэтому чрезвычайно важно уже сейчас внести решение этой проблемы в Транспортную стратегию РФ.