Транспортная компания всегда старается максимально себя подстраховать: нанимает опытных водителей, следит за исправностью машин, выбирает безопасные стоянки. Но все риски предусмотреть невозможно, и существует вполне реальный риск утраты или порчи груза, вверенного перевозчику или экспедитору. Причины происшествий с грузом могут быть разными: от небрежной упаковки груза до ДТП или хищения третьими лицами.
Один из способов управлять рисками финансовых потерь в случае порчи или утраты грузов при их транспортировке — страхование. Страхование грузоперевозок бывает двух видов: страхование грузов и ответственности перевозчика.
Надо ли оформлять страховку
Если говорить в общем — то, конечно, надо. Тем более что количество страховых случаев в грузоперевозках в последние пару лет существенно выросло, появились новые риски.
Удлинились логистические цепочки. Это более долгие сроки поставки и сложные маршруты.
Появилось много нового транспорта и рейсов. Много стало перевозок сборных грузов, перевозок для маркетплейсов — количество новых участников рынка значительно увеличилось. При этом не все они добросовестные.
Смена направлений экспорта-импорта. Переориентация отлаженных направлений добавила проблем перевозчикам.
Плюс традиционные риски: дорожные условия, проблемы с ремонтом техники и комплектующими, дефицит хороших дальнобойщиков, грабежи на трассах и другое. В общем, страхование для перевозчика — это насущная необходимость. Причем эксперты рынка отмечают, что самая лучшая ситуация — когда застрахованы и перевозчик, и грузовладелец.
Однако это не значит, что страховая компания оплатит стоимость утраченного или поврежденного груза по одному заявлению. Как правило, за получение страховой выплаты приходится буквально сражаться.
Почему трудно получить страховую выплату?
В российских реалиях процесс возмещения ущерба при возникновении страхового случая почти в 100% случаев означает конфликт интересов страховщика и страхователя. Страховые компании — это коммерческие организации, целью которых является получение прибыли. Поэтому они всегда будут активно противодействовать заявителям, желающим получить компенсацию:
-
Их договоры всегда составлены так, чтобы максимально защитить сами страховые компании.
-
В любой страховой компании есть штат опытных юристов, которые «собаку съели» на таких делах.
-
У страховых компаний есть огромная, наработанная в их пользу, судебная практика.
Мы уже не говорим о том, что судебные споры по договорам страхования проходят, в подавляющем большинстве случаев, по месту регистрации страховой компании — даже если это максимально неудобно истцу. И покроем молчанием ангажированность некоторых судей, к которым стекаются такие споры.
Процент споров, в которых грузополучателю или перевозчику удалось добиться полного возмещения совсем не высок. Однако такие случаи есть — и мы начнем именно с такого, позитивного примера.
ПРИМЕР. Летом 2020 года произошел такой случай. Грузополучатель из Москвы заключил договор с транспортно-экспедиционной компанией на перевозку ценного груза стоимостью почти 32 млн рублей. Компания, в свою очередь, заключила договор с ИП о транспортировке на грузовом автомобиле, принадлежащем предпринимателю. Груз застраховали.
Однако по дороге по вине водителя случилось серьезное ДТП. Люди с той стороны сильно пострадали — а водитель сбежал с места преступления и был объявлен в международный розыск. Страховая компания признала случай страховым — и перечислила в пользу грузополучателя всю сумму страхового возмещения, то есть все 32 млн рублей. Да, потом она пыталась получить эту сумму с экспедитора. Но суд признал, что транспортная компания не несет ответственности за данное ДТП и последующую порчу груза. Главное во всей этой истории — что грузополучатель получил компенсацию.
Однако такие успешные исходы дела, повторим, совсем не часты. Гораздо чаще суды отказывают истцам в их притязаниях — и те остаются ни с чем.
Как правильно страховаться?
Тут есть много нюансов. Но давайте разберем самые основные шаги.
1. Правильно выбрать страховую компанию. Страховая вправе работать только по лицензии ЦБ — проверить ее наличие можно в реестре страховых компаний. Обязательно посмотрите на сайте ЦБ данные о собранных страховых премиях, выплатах, уставном капитале и прибыли этой компании — там будет видно, возмещает ли страховщик ущерб хоть кому-то.
2.Изучить договор и Правила страхования. Крайне внимательно читайте не только договор, но и Правила страхования — там описаны условия, на которых страховая выплачивает компенсацию. Главное, что вам нужно понять:
-
в каких случаях вы получите выплату;
-
какие риски полис не покрывает;
-
каков размер страхового покрытия.
Если вы видите, что полис не защищает вас от нужных рисков — обсудите со страховой новые условия или выберите другого страховщика.
В идеале, до заключения договора страхования лучше посоветоваться с юристом, опытным именно в таких делах. Потому что иногда в договорах бывают тонкие места, на которые сам перевозчик или владелец груза не обратят внимания.
Так, многие страховые компании страхуют от кражи груза, но неохотно включают в страхуемые риски мошенничество — а между тем статистика свидетельствует о том, что чаще всего утрата груза происходит вследствие именно мошенничества. Проблема в том, что иногда между кражей и мошенничеством очень тонкая грань, и страховые этим удобно пользуются.
ПРИМЕР. Перевозчик несколько лет пытался получить со страховой компании 3 млн рублей по произошедшему страховому случаю — хищению груза. К слову, общая стоимость похищенного груза превышала 11 млн рублей. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований — на основании того, что произошедшее являлось не кражей груза, а мошенничеством: этого риска в договоре страхования и полисе не было.
Благо, что у перевозчика был грамотный юрист. Несколько раз дело подавали на пересмотр в вышестоящие суды — и наконец выиграли. Страховую обязали выплатить полную сумму страховки.
3. Хорошо подготовиться к самой перевозке. Например, надежно упаковать груз: если в суде выяснится, что груз утрачен или поврежден по причине того, что его просто нормально не закрепили — то ни о каком страховом возмещении, разумеется, не будет и речи.
Плюс документация: все бумаги должны быть оформлены безупречно. Помните, что страховая компания, в случае чего, будет тщательно искать любые несообразности в ваших документах — и использовать это против вас.
Если страховой случай уже произошел
Что делать, если вы узнали о повреждении или утрате вашего груза?
1. Проконсультироваться с опытным юристом. Это нужно сделать до подачи претензии в страховую компанию! То, как вы составите претензию и какие сведения вы там укажете — будет играть в дальнейшем огромную роль и повлияет на то, удастся ли вам потом в суде получить компенсацию ущерба от страховщика.
Большая ошибка — консультироваться о том, как вам составить претензию, с юристами страховой компании. У вас с ними совершенно разные цели! Ваша цель — получить выплату, их цель — эту выплату вам не дать.
2. Вовремя оформить документально убыток. От своевременного документального оформления убытка нередко зависит вероятность выплаты страхового возмещения. Вообще, отказы в страховых выплатах часто мотивируются тем, что грузовладелец нарушил последовательность действий:
-
несвоевременно уведомил страховщика;
-
самостоятельно пытался отремонтировать поврежденный груз или утилизировал груз до проведения оценки причиненного ущерба;
-
допустил ошибки или неточности в сопроводительных, правоустанавливающих или иных документах.
ПРИМЕР. На этот счет есть вот такой показательный случай. Международная компания-поставщик занималась поставкой мяса из Монголии в Иран, грузы свои всегда страховала. В одном из рейсов, в Улан-Баторе автомобиль окружили люди, вскрыли опломбированный рефрижератор, перегрузили мясо в свои автомобили и уехали. Все это зафиксировали видеокамеры.
Ущерб был очень серьезным. Но страховая отказалась выплачивать возмещение — в частности, на том основании, что «перевозчик не направил в страховую компанию уведомление об изменении даты перевозки». И хотя в отчетной декларации о застрахованных за месяц перевозках стояла дата реальной отправки — суды посчитали эту перевозку незастрахованной.
3. Составить претензию. Вероятность того, что страховщик добровольно выплатит вам страховое возмещение, ничтожна — поэтому, скорее всего, придется обращаться в суд. Но до обращения в суд обязательно соблюсти досудебный этап, то есть подать претензию.
Юристу необходимо внимательно ознакомиться со всеми документами:
-
договором страхования;
-
правилами страхования;
-
договором перевозки или экспедирования;
-
заявкой на перевозку или оказание экспедиционных услуг;
-
накладными, расписками и т.п.;
-
документами, которые подтверждают наступление страхового случая (протоколы, определения, постановления МВД).
После того как юрист сформирует и определит порядок действий для получения выплаты со страховой компании возмещения, он направляет письменное требование — претензию.
При отказе от удовлетворения претензии юрист готовит исковое заявление и направляет его в суд. И вот на этом этапе начинается работа по взысканию страховой выплаты — фактически, жесткая борьба со страховой компанией за отстаивание своих интересов.
Подводя итоги: получить возмещение ущерба от страховой компании при повреждении или утере груза — это тот еще квест. И не факт, что этот квест закончится в пользу грузовладельца. Но шанс на благополучный исход в этом случае все-таки есть. А вот если страховки не было — то шансов возместить убыток нет совсем.