Летом 2023 года впервые в России на трассе М-11 Санкт-Петербург–Москва стартовали перевозки с использованием грузовиков-беспилотников. Программа запущена в рамках национального
проекта «Беспилотные логистические коридоры», который включен в утвержденный правительством «Перечень инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 года». Зачем такая программа нужна и насколько она успешна?
Она направлена на решение нескольких основных задач:
- развитие цифровых инноваций в логистике;
- снижение стоимости перевозок;
- формирование эффективных транспортных коридоров;
- восполнение дефицита водителей-дальнобойщиков.
Программа работает и показывает первые положительные результаты. Некоторые крупные транспортные компании говорят о том, что скорость доставки при таком способе перевозки выросла на 70% по сравнению с обычными грузовиками. Чаще всего при этом используется так называемый «хабовый» способ дистрибуции: при въезде на трассу обычный тягач разгружает полуприцеп, а беспилотный КАМАЗ доставляет груз по трассе.
Тем не менее, развитие перевозок с помощью беспилотников имеет свои серьезные препятствия.
1. Дороги. Хороших дорог в России традиционно мало: мало того, что они не всегда ровные, там зачастую не хватает знаков, разметок, а иногда даже и асфальта.
2. Погода. Проехать без аварии в проливной дождь или снегопад у водителя больше шансов, чем у беспилотной фуры.
3. Преступность на трассах. По данным ассоциации транспортной безопасности ТАРА, Россия находится на третьем месте среди европейских стран по количеству грабежей при транспортировке грузов. Специалисты высказывают опасения, что при беспилотных грузоперевозках процент таких преступлений резко возрастет.
Эксперты подчеркивают, что проект «Беспилотные логистические коридоры» вполне вписывается в мировую технологическую повестку, но российские реалии не позволят технологиям развиться так быстро, как этого бы хотелось.