В России быстрыми темпами растут продажи грузовиков разных типов. При этом сама структура рынка по сравнению с прошлыми годами значительно поменялась.
Еще два года назад на международных автомобильных выставках сегмент грузовиков был представлен преимущественно европейскими гигантами-автоконцернами: Volvo, MAN, Scania, Mercedes, DAF, Iveco, Renault. Эти бренды занимали в РФ до трети рынка грузовиков и спецтехники. После объявления санкций «большая семерка» ушла из России — и ее место сейчас активно занимают отечественные и китайские компании, расширяет присутствие и белорусский автопром.
В любом случае, рост рынка очевиден. Аналитическое агентство «Автостат» приводит такие цифры: за несколько месяцев 2023 года продажи грузовиков во всех регионах увеличились почти на 80%. Яркая особенность этого года — взлетевший спрос на строительную, дорожную и коммунальную технику. Это связано, прежде всего, с развитием жилищного строительства: существенно выросли потребности в тяжелой строительной технике: самосвалах, бетономешалках, автокранах.
Отечественные производители успешно пользуются выросшим спросом и упрочивают свое положение на рынке. Однако на пятки им наступают китайские компании. Так, в течение 2023 года Sitrak, Shacman / Shaanxi, FAW, Howo и других китайских производителей продали 35,6 тысячи единиц машин — в пять раз больше, чем год назад.
Правда, у китайских производителей есть свое слабое место — это сервисное обслуживание и запчасти. Как говорят участники рынка, пока покупка китайских грузовиков напоминает игру в рулетку: повезет-не повезет. В некоторых случаях запчастей приходится ждать по 2-3 месяца, и это серьезная проблема.