Итоги 2023 года
Продажи грузовых автомобилей в России по итогам 2023 года достигли рекордных показателей — увеличение за год составило около 70%. По данным аналитического агентства «Автостат», российскими перевозчиками было куплено более 143 тысяч грузовых машин в 3,5 тонн. Наиболее популярными стали седельные тягачи и самосвалы.
Что касается производителей, то в сегменте среднетоннажных машин доля отечественных марок, включая МАЗ, составила 72%, доля китайских производителей — 21%. Зато на рынке тяжелых грузовиков ситуация противоположная: на долю китайских производителей приходится почти 66% рынка.
Однако взрывной рост рынка наблюдался только до осени 2023 года: с сентября по январь продажи новых грузовиков начали сокращаться. Эксперты видят несколько причин этому:
Удовлетворение отложенного спроса. С введения санкций весной 2022 года и до осени 2023 года спрос был очень большим, он сильно превышал предложение — и компании сметали все, не обращая внимания ни на проблемы с сервисным обслуживанием, ни на отсутствие запасных частей. Теперь у людей наступило некое отрезвление — и они подходят к покупке тяжелой техники более осторожно и вдумчиво.
Перенасыщение рынка. На волне ажиотажного спроса в страну ввезли рекордное количество грузовиков, особенно китайских. Теперь произошло затоваривание рынка — и, соответственно, снижение спроса. Что, кстати, очень снизило маржинальность бизнеса и дистрибьюторов, и дилеров.
Высокая ключевая ставка ЦБ. В течение осени 2023 года она выросла больше чем в два раза, и сейчас составляет 16% годовых. Поскольку большинство перевозчиков покупают новые грузовики в кредит — ужесточение финансовой политики заметно охладило спрос: доступных финансовых инструментов для покупки у клиентов не осталось.
Почему российские грузовики проигрывают китайским?
Казалось, бы массовый уход европейских производителей в 2022 году открыл отечественным производителям грузовиков полный карт-бланш — и вот теперь мы увидим настоящую реализацию программы импортозамещения. Однако вышло совершенно по-другому: рынок захватили китайцы. В 2023 году доля грузовиков из КНР на российском рынке выросла до 65%. И это при отсутствии нормального сервисного обслуживания и мучительно долгой поставки запчастей!
Почему так?
1. Мы элементарно отстаем от Китая — и по производственным мощностям, и по технологиям. Программа импортозамещения выполняется вовсе не так быстро, как хотелось бы, и это неудивительно: фактически, машиностроение в стране приходится выстраивать если не с нуля, то с самых низких позиций.
2. Российские модели дороже китайских. У отечественных производителей, того же КАМАЗа, в условиях санкционного давления есть серьезные проблемы с доставкой импортных комплектующих, которых в отечественных машинах от 25 до 50%. Для снижения цены надо налаживать производство комплектующих на мощностях российских предприятий — а это, как мы все понимаем, совсем не быстро.
3. Самые популярные модели «китайцев» — это лицензионные копии западных машин, произведенные по современным стандартам: MAN, Daimler, IVECO. И российские клиенты предпочитают покупать именно их, тем более что по цене они доступнее отечественных грузовиков.
Есть и еще один фактор. Сейчас значительная часть производимой отечественной техники — это заказы оборонки, и мощности российских предприятий загружены именно этим. Возможно, когда геополитическая ситуация стабилизируется, производство отечественных грузовиков будет развиваться быстрее. Однако есть опасность, что китайские компании к тому времени прочно закрепятся на рынке.
Вообще, сильная сторона китайцев — то, что они быстро учатся и реагируют на запросы российских потребителей. Так, бренд FAW открыл сервисные станции по обслуживанию своих в каждом регионе России. Другие производители из КНР также вовсю налаживают широкую сервисную сеть и оперативную поставку запасных частей.
2024 год — какие перспективы?
По прогнозам аналитического агентства «Автостат», рынок среднетоннажных автомобилей в 2024 году в базовом прогнозе вырастет на 11% , рынок тяжелых грузовиков — на 5%.
Что касается производителей, то эксперты отрасли прогнозируют, что кардинальных изменений не будет: больше половины рынка по-прежнему останется за китайскими производителями, треть рынка займут отечественные бренды, оставшуюся долю поделят между собой другие компании. В том числе, по-прежнему будут продаваться новые автомобили, ввозимые по параллельному импорту.
Вопрос, насколько удастся в 2024 году решить существенные проблемы отрасли. В частности, дороговизну запчастей и обслуживания машин и длительные сроки ремонта грузовиков — которые, опять же, связаны с долгим ожиданием запчастей. Причем это касается как европейских, так и китайских моделей.
Впрочем, игроки рынка отмечают, что дилеры и дистрибьюторы уже значительно нарастили объем поставок запчастей для китайских грузовиков. Благодаря этому средняя продолжительность обслуживания несколько стабилизировалась. Тем не менее во многих случаях сложности с поставками деталей из КНР все-таки же сохраняются — в особенности это касается неходовых и дорогостоящих запчастей, которые приходится заказывать напрямую из Китая.