Минтранс РФ представил третий вариант проекта закона о беспилотных автомобилях, или ВАТС — высокоавтоматизированных транспортных средствах. Интересно, что в этом варианте документа подробно описано, кто будет нести ответственность за ДТП с участием автомобилей-беспилотников.
Напомним: с 2018 года беспилотные легковые автомобили и грузовики активно тестируют на дорогах «Яндекс», «Сберавтотех», «КамАЗ» и «Магнит». Впрочем, строго говоря, такие перевозки не являются в полной мере беспилотными: пока в автомобилях на водительском месте сидит инженер-испытатель. Да, он не управляет машиной сам — но все-таки контролирует работу беспилотного автомобиля.
Планируется, что 1 сентября 2025 года начнется полноценное внедрение в дорожное движение машин без водителей-испытателей. Естественно, что всех волнует: насколько эти автомобили впишутся в существующую систему — не будут ли они мешать на дорогах «обычному» транспорту? Компании, тестирующие беспилотники, уверяют, что нет. По предварительным оценкам, беспилотный автомобиль ездит намного более аккуратно и безопасно, чем водитель за рулем. Кроме того, разработано несколько мер, которые дополнительно снижают аварийность езды ВАТС:
- Беспилотные автомобили планируется допускать до перевозок только при наличии «бортового устройства регистрации событий».
- В беспилотниках должна быть система, при которой машину можно дистанционно перевести в состояние минимального риска — когда автопилот отключается, а машина останавливается в разрешенном для выхода пассажиров месте.
- Все беспилотники должны стоять на учете в ГИБДД и проходить регулярное техобслуживание.
Важный вопрос: что делать, если беспилотный автомобиль все-таки попал в ДТП? В этом случае, говорит Минтранс, участники ДТП обязаны дожидаться приезда ГИБДД. Если в результате аварии причинен вред жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, а виноват в этом беспилотник — то ответственность будет на его владельце. Если был диспетчерский контроль, то отвечает диспетчер.
Вроде бы просто. На самом деле возникает масса вопросов:
- Если беспилотный автомобиль убил человека — то справедливо ли давать срок за убийство владельцу машины или диспетчеру, которых в кабине не было?
- Нет ли риска, что коммерческие компании, владеющие беспилотниками, будут массово регистрировать такие автомобили на подставных лиц, чтобы избежать ответственности?
- Весьма вероятно, что обыденным делом станут хакерские атаки на беспилотные автомобили. Чья ответственность в ДТП с участием беспилотника, если этот беспилотник стал неуправляемым по вине хакеров?
В идеале появление беспилотных автомобилей должно сделать дорожное движение в России хотя бы не более опасным, чем сейчас. Как все будет на самом деле — сказать трудно. И в любом случае беспилотники должны контролироваться людьми, пусть даже дистанционно.